Задания для самостоятельной работы по литературному чтению .doc
Работа 1
Пошел Шарик на охоту. Пришел в лес, видит: на поляне заяц сидит. Пес ружье зарядил и стал подкрадываться. Заяц увидел его - и бежать. Шарик - за ним. Но споткнулся обо что-то и в сумке запутался, в которой надо добычу носить. Вылез, из сумки - и по следу. Добежал до узенькой речки, видит: заяц уже на том берегу скачет. Пес ружье в зубы и поплыл. А ружье тяжелое - вот-вот утопит Шарика. Решил он ружье бросить и всплывать поскорей. Всплывает он, всплывает, а у него никак не всплывается. Он в ремне от ружья запутался. Тут он почувствовал, что кто-то его за шиворот вверх потянул, к солнышку. А это был бобер старый, он неподалеку плотину строил. Он-то и спас Шарика.
(по Э. Успенскому)
1. Прочитай текст вслух вполголоса.
2. Раздели текст на три части так, чтобы были видны завязка, основная часть и развязка.
4. Найди предложение или фрагмент, который описывает самый тревожный момент в тексте, является его кульминацией.
5. Придумай и запиши название для этого отрывка.
Работа 2
а) Рябина - дерево величиной 4-10 метров. Ствол покрыт серой гладкой корой. Цветки мелкие, белые, с сильным запахом, плоды сочные. Живет рябина долго - 100-200 лет. Плоды рябины собирают после первых заморозков, когда они приобретают горько-кислый вкус. Ягодой рябину называют лишь в обиходе. Строго говоря, ее плоды - маленькие яблочки: мясистые, с семечками внутри.
1. Прочитай текст вполголоса и про себя.
2. Можно ли из этого текста узнать какие-то точные сведения о рябине: да или нет?
3. Если да, то прочитай предложения, из которых это видно.
4. Куда лучше поместить этот текст: в сборник рассказов или в энциклопедию?
б)Рябина
Рябина - одно из наиболее любимых деревьев. Есть что-то веселое, радостное, русское в этом деревце, которое всегда и всем улыбается.
Можно найти немало песен и стихов, посвященных рябине, ее стройному облику, белоснежным, душистым цветкам, ярким плодам. Как не заглядеться на рябину, когда стоит она в белом весеннем уборе, или осенью, когда горят грозди ярко-красных ягод!
(По В.Михайловскому и И. Соколову-Микитову)
1. Прочитай текст вполголоса и про себя.
2. Из какого предложения видно, что автор относится к рябине как к живому существу?
3. В каком предложении автор выражает свое восхищение красотой рябины?
4. Куда лучше поместить этот текст: в сборник рассказов или в энциклопедию?
5. Какой из двух текстов научный - а) или б)?
6. Какой из двух текстов литературный - а) или б)?
Работа 3
* * *
Славная осень!
Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно - покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер...
(Н.Некрасов)
1. Прочитай стихотворение вполголоса и про себя.
2. Какие слова выражают отношение поэта к осени?
3. Найди в стихотворении все сравнения.
4. Назови рифмующиеся слова.
5. Придумай название для этого стихотворения.